Глоссарий
Активационная запись (activation record) — область стека, заполняемая при вызове процедуры
Ассемблер (assembly language) — язык программирования низкого уровня
Ассемблер (assembler) — компилятор с языка ассемблера
Байт (byte) — тип данных, имеющий размер 8 бит, минимальная адресуемая единица памяти
Бит (bit) — минимальная единица измерения информации
«Всплывающая» программа (popup program) — резидентная программа, активирующаяся по нажатию определенной «горячей» клавиши
«Горячая» клавиша (hotkey) — клавиша или комбинация клавиш, используемая не для ввода символов, а для вызова программ и подобных необычных действий
Двойное слово (double word) — тип данных, имеющий размер 32 бита
Дескриптор (descriptor) — восьмибайтная структура, хранящаяся в одной из таблиц GDT, LDT или IDT и описывающая сегмент или шлюз
Директива (directive) — команда ассемблеру, которая не соответствует командам процессора
Драйвер (driver) — служебная программа, выполняющая функции посредника между операционной системой и внешним устройством
Защищенный режим (protected mode) — режим процессора, в котором действуют механизмы защиты, сегментная адресация с дескрипторами и селекторами и страничная адресация
Задача (task) — программа, модуль или другой участок кода программы, который можно запустить, выполнять, отложить и завершить
Идентификатор (handle или identifier) — число (если handle) или переменная другого типа, используемая для идентификации того или иного ресурса
Исключение (exception) — событие, при котором выполнение программы прекращается и управление передается обработчику исключения
Код (code) — исполнимая часть программы (обычная программа состоит из кода, данных и стека)
Компилятор (compiler) — программа, преобразующая текст, написанный на понятном человеку языке программирования, в исполнимый файл
Конвейер (pipe) — последовательность блоков процессора, которая задействуется при выполнении команды
Конвенция (convention) — договоренность о передаче параметров между процедурами
Конечный автомат (finite state machine) — программа, которая может переключаться между различными состояниями и выполнять в разных состояниях разные действия
Кэш (cache) — быстрая память, использующаяся для буферизации обращений к основной памяти
Лимит (limit) — поле дескриптора (равно размеру сегмента минус 1)
Линейный адрес (linear address) — адрес, получаемый сложением смещения и базы сегмента
Ловушка (trap) — исключение, происходящее после вызвавшей его команды
Метка (label) — идентификатор, связанный с адресом в программе
Нить (thread) — процесс, данные и код которого совпадают с данными и кодом других процессов
Нереальный режим (unreal mode) — реальный режим с границами сегментов по 4 Гб
Операнд (operand) — параметр, передаваемый команде процессора
Описатель носителя (media descriptor) — байт, используемый DOS для идентификации типа носителя (обычно не используется)
Останов (abort) — исключение, происходящее асинхронно
Отложенное вычисление (lazy evaluation) — вычисление, которое выполняется, только если реально требуется его результат
Очередь предвыборки (prefetch queue) — буфер, из которого команды передаются на расшифровку и выполнение
Ошибка (fault) — исключение, происходящее перед вызвавшей его командой
Пиксель (pixel) — минимальный элемент растрового изображения
Повторная входимость (reentrancy) — возможность запуска процедуры из обработчика прерывания, прервавшего выполнение этой же процедуры
Подчиненный сегмент (conforming segment) — сегмент, на который можно передавать управление программам с более низким уровнем привилегий
Прерывание (interrupt) — сигнал от внешнего устройства, приводящий к прерыванию выполнения текущей программы и передаче управления специальной программе-обработчику (см. ловушка)
Разворачивание циклов (loop unrolling) — превращение циклов, выполняющихся известное число раз, в линейный участок кода
Реальный режим (real mode) — режим, в котором процессор ведет себя идентично 8086 — адресация не выше одного мегабайта памяти, размер всех сегментов ограничен и равен 64 Кб, только 16-битный режим
Резидентная программа (resident program) — программа, остающаяся в памяти после возврата управления в DOS
Сегмент (segment) — элемент сегментной адресации в памяти или участок программы для DOS/Windows
Селектор (selector) — число, хранящееся в сегментном регистре
Секция (section) — участок программы для UNIX
Скан-код (scan-code) — любой код, посылаемый клавиатурой
Слово (word) — тип данных, имеющий размер 16 бит
Смещение (offset) — относительный адрес, отсчитываемый от начала сегмента
Стековый кадр (stack frame) — область стека, занимаемая параметрами процедуры, активационной записью и локальными переменными или только локальными переменными
Страничная адресация (pagination) — механизм адресации, в котором линейное адресное пространство разделяется на страницы, которые могут располагаться в разных областях памяти или вообще отсутствовать
Таблица переходов (jumptable) — массив адресов процедур для косвенного перехода на процедуру с известным номером
Шлюз (gate) — структура данных, позволяющая осуществлять передачу управления между разными уровнями привилегий в защищенном режиме
Содержание раздела