Компьютерная математика Maple



 

Урок 5.


Типы данных системы Maple 7

Maple-язык и его синтаксис


Знаки алфавита

Язык Maple (или Maple-язык) является одновременно входным языком общения с Maple 7 и языком ее программирования. Входящие в него средства (прежде всего операторы и функции) подобраны настолько полно и удачно, что при решении подавляющего большинства типовых математических задач от пользователя не требуется знаний даже основ программирования. Для решения нужной задачи обычно достаточно составить алгоритм и подобрать набор нужных для его реализации функций и иных средств Maple-языка.

В то же время Maple-язык — один из самых мощных языков программирования математических задач, содержащий почти 3000 операторов, команд и функций, входящих в ядро, основную библиотеку и пакеты функций Maple 7. При этом относящаяся к традиционному программированию часть Maple-языка реализована с помощью довольно скромного набора специальных знаков и зарезервированных слов.

Большинство функций Maple 7 (в частности, все, входящие в пакеты) написаны на этом языке. Поэтому знание этого языка является определяющим в серьезном изучении Maple. Ниже Maple-язык описывается как типичный язык программирования.

Алфавит Maple-языка содержит 26 малых латинских букв (от а до z), 26 больших латинских букв (от А до Z), 10 арабских цифр (от 0 до 9) и 32 специальных символа (арифметические операторы +, -, *, /, знак возведения в степень ж и др.). Все они будут рассмотрены в данной главе. Имеется пять пар альтернативных символов (означающих одно и тоже):

"и**     [ и (|       ] и |)       { и (*        } и *)

К специальным одиночным и составным знакам относятся элементы синтаксиса языка:

  •  % — системная переменная, хранящая результат предшествующей операции;
  •  : — фиксатор выражения, предотвращающий вывод результата вычисления в ячейку вывода;
  •  ; — фиксатор выражения, дающий вывод результата вычисления в ячейку вывода;
  •  # — указатель программного комментария; 
  •  " — ограничитель строки (например, 'string');
  •  := — оператор присваивания (например, х:=5);
  •  : ; — пустой оператор;
  •  :: — указатель типа переменной (например, n::integer или z: -.complex);
  •  \ — знак обратного деления, который имеет множественные значения в зависимости от контекста (см. справку по этому знаку - backslash).

Комментарии в программе, не выводимые в ячейки вывода, задаются после символа #. В них допустимо использовать все символы кодовых таблиц, что важно при вводе русскоязычных комментариев, использующих символы кириллицы. Применение последних для идентификаторов (имен) объектов недопустимо.

 

Начало Вперед